Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста обновите браузер или используйте другой.

Загородный курс

18.06.2021
О росте интереса горожан к загородной недвижимости эксперты говорят с лета 2020 года. По данным аналитиков ЦИАН, за прошлый год этот рынок вырос на 65 процентов в среднем по регионам России. Но мало кто обращает внимание на корреляцию спроса на частные дома с волнами ограничений из-за COVID-19, очередная из которых вновь пошла по России летом текущего года.

Девелоперы отмечают, что пандемия привела к тому, что городские жители изменили свои взгляды на частное жильё. Если раньше приоритет отдавался загородной недвижимости в виде дач, то сейчас людям стали интересны дома для комфортного и длительного проживания.

Участники рынка отмечают, что качественные предложения встречались на рынке в преддверии пандемии, но были вымыты с него в кратчайшие сроки.

– Наиболее популярный сегмент «загородки» в Москве – это точечные варианты в 5–10 километрах от Москвы. Но сейчас их практически нет. И одной из проблем здесь является то, что происходит сейчас с земельными участками. Из-за того, что ликвидных участков на рынке осталось мало, они становятся предметом спекуляций и мошенничества. Например, земли выставляются на продажу с обременениями, но продавцы давят на покупателей, прикрываясь повышенным спросом, – пояснил «Октагону» владелец столичной строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.

По словам участников рынка, строительный бум приводит к качественному сдвигу на рынке. Теперь большей популярностью стали пользоваться не индивидуальные проекты, а квартальный или комплексный девелопмент: когда застройщик или объединённая группа мелких строительных бригад выкупают участки земли возле уже действующих посёлков и строят дома на продажу. Таким образом, они обходят классическую схему поиска частного заказчика и работы с ним.

Как отмечают сами строители, такая схема позволяет получать большую маржу и экономить на сроках из-за отсутствия необходимости выполнения новых доработок проекта, придуманных заказчиком по ходу строительства. Кроме того, сроки экспозиции индивидуальных домов в отличие от типовых значительно выше, что также снижает доходы микродевелоперов.

Развитие рынка подтолкнуло обратить на него внимание и крупных девелоперов. О выходе на этот сегмент уже заявили в компаниях ПИК и «Инград».

Интересно, что приход крупного бизнеса сподвиг обратить внимание на этот рынок и консервативное банковское сообщество.

– Сейчас уже не проблема получить кредит под строительство дома. Есть, например, «Почта Банк» с его POS-кредитами. Скоро выходит ВТБ с новой программой. Таким образом, финансовых инструментов становится больше, что должно повлиять на рынок. Но об эффективности этого инструмента можно будет судить чуть позже, – отмечает Максим Лазовский.